Магазин закрылся из-за коронавируса. Что делать с мусором?

Карантин – хорошее время для того, чтобы начать что-то новое или хорошо забытое старое. Я решила воспользоваться этим временем, чтобы возобновить свой блог на zakon.ru. В ближайшие месяцы я планирую сделать несколько постов на разные антимонопольные темы.
08-04-2020 | 17:30

Но начать я бы хотела с не совсем антимонопольной, однако очень актуальной в сложившейся эпидемиологической ситуации темы – темы твердых коммунальных отходов или, если говорить просто, мусора)

В 2019 г. в большинстве регионов РФ прошла реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В результате реформы в субъектах федерации были выбраны региональные операторы по обращению с ТКО, которые стали квазимонополистами на закрепленных за ними территориях. Теперь у лиц, осуществляющих деятельность на данных территориях, нет выбора, они должны заключать договоры на вывоз мусора только с выбранными властями региональными операторами.

Конечно, идея за реформой стояла правильная. Реформа была направлена на ликвидацию незаконных свалок, привлечение инвестиций в переработку мусора и улучшение экологической ситуации. Но благородная цель – это одно, а реализация, как известно, это другое. В результате монополизации рынка услуг по обращению с ТКО по территориальным управлениям ФАС России прокатилась волна предупреждений и антимонопольных дел о злоупотреблении региональными операторами доминирующим положением. Некоторые дела рассматриваются до сих пор.

На самом деле в теме мусора много интересных с юридической точки зрения подтем и аспектов. Но сегодня я бы хотела поговорить о наиболее насущной проблеме: что делать с договором с региональным оператором, если Ваша компания полностью или частично прекратила свою деятельность в связи с принимаемыми органами власти мерами по предупреждению распространения коронавируса.

Как вообще определяется объем ТКО для целей расчетов по договору?

Способы определения объема ТКО для целей расчетов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО установлены Правилами учета ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505. Согласно подп. а) п. 5 Правил учета ТКО порядок осуществления учета объема и(или) массы ТКО определяется сторонами одним из следующих способов:

(а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; либо

(б) расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Основные споры в антимонопольных органах между потребителями и региональными операторами возникали как раз из-за того, что региональные операторы настаивали на определении объема ТКО для целей расчетов по договору исходя из нормативов накопления, что оказывалось гораздо дороже, чем при учете по контейнерам.

Однако вне зависимости оттого, какой способ учета объема ТКО определен у вас в договоре и был (есть) ли у вас спор с региональным оператором о способе учета ТКО, принимаемые органами власти меры по предупреждению распространения коронавируса могут привести к тому, что образование ТКО у вас прекратиться или существенно снизится.

Что делать, если ваш бизнес оказался затронут мерами по предупреждению распространения коронавируса?

Если ваша деятельность была полностью приостановлена, следует предложить региональному оператору временно приостановить оказание услуг до отмены соответствующих мер и возобновления деятельности.

Да, законодательство об отходах не предусматривает возможность временного приостановления оказания услуг. Оно исходит из того, что мусор нужно вывозить постоянно, каждый день. Но, очевидно, что специальные нормы не могли предусмотреть все возможные сценарии развития событий. Поэтому в данном случае применяются общие нормы и принципы гражданского права.

Более интересный вопрос, что делать если на вашем объекте все еще продолжается образование ТКО, однако в гораздо меньшем объеме. Давайте, разберем на примере торгового центра.

Сейчас в ряде регионов РФ уже ограничена деятельность торговых центров. Почти все торговые точки в них закрылись за исключением продовольственных магазинов, аптек и, возможно, каких-то других точек, осуществляющих продажи товаров первой необходимости. То есть в торговых центрах, попавших под региональные меры по предупреждению распространения коронавируса, в несколько раз сократился объем накапливаемых ТКО, однако полностью от услуг регионального оператора они отказаться не могут.

Наверное, первый вариант, которых приходит на ум в этом случае, это перейти на вывоз отходов не на ежедневной основе, а по мере накопления – по заявке. Этот вариант звучит неплохо, но, к сожалению, не работает. Исходя из требований СанПин[1] региональный оператор должен соблюдать определенный график вывоза отходов и не может вывозить мусор произвольно или по заявке.

Но есть и другой вариант – уменьшить объем вывозимых отходов. Для этого необходимо определить, какой объем отходов образуется у вас с учетом введенных ограничений каждый день и согласовать с региональным оператором иное количество и/или иной объем вывозимых контейнеров. Необходимые количество и/или объем контейнеров можно определить исходя из нормативов накопления или по соглашению сторон.

Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Очевидно, что при заключении договора с региональным оператором ни вы, ни он не могли предполагать, что в мире наступит пандемия коронавируса, в связи с чем органами власти будут введены ограничительные меры.

Вообще, эпидемии часто рассматриваются в практике как непредвиденные обстоятельства для целей освобождения от ответственности (форс-мажор) или для целей изменения договора.[2] Кроме того, для внешнеэкономических договоров ТПП РФ признала возможность засвидетельствования форс-мажора при введении федеральных и региональных запретительных мер в связи с распространением коронавируса.[3]

Поэтому, я полагаю, что региональные меры по предупреждению распространения коронавируса вполне могут квалифицироваться как существенное изменение обстоятельств по смыслу ст. 451 ГК РФ.

Таким образом, если вы узнали, что ваша компания должна полностью или частично прекратить деятельность в связи с принятием мер по предупреждению распространения коронавируса, незамедлительно (в тот же день или на следующий) уведомьте об этом регионального оператора. Сошлитесь на нормативный правовой акт, которым были введены ограничительные меры, и предложите изменить количество и/или объем контейнеров или вовсе приостановить оказание услуг на период действия соответствующих мер.

Направляя уведомление, используйте все доступные способы связи. Направьте официальное письмо по почте, отправьте скан-копию по электронной почте, отнесите второй оригинал в канцелярию / приемную регионального оператора (обязательно получите отметку о вручении). Если есть возможность, сопроводите направление уведомления звонком.

Одновременно, важно помнить, что ст. 451 ГК РФ не устанавливает права одностороннего изменения договора. Региональный оператор должен согласиться на предложенные вами изменения или предложить со своей стороны иные изменения, которые вас устроят.

Если у вас есть основания полагать, что региональный оператор будет уклоняться от принятия изменения без объективных причин, можете направить копию вашего уведомления также в орган исполнительной власти, который осуществлял отбор регионального оператора и является стороной соглашения с ним, с просьбой проконтролировать соблюдение законодательства региональным оператором.

Если же региональный оператор несмотря на принятые вами меры не соглашается на изменение условий договора или не отвечает на предложенные вами изменяя, вы можете обратиться в управление Федеральной антимонопольной службы для проверки наличия в действиях регионального оператора признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Буду рада обсудить и ответить на возникшие вопросы.

Не болейте!

Благодарю за помощь в подборе материала Марию Бардину, паралигала антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia).


[1] Пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; п.2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»

[2] См., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2017 по делу № А12-50906/2016; определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.05.2017 по делу № А39-5782/2015

[3] https://tpprf.ru/ru/news/otkrytie-goryachey-linii-dlya-predprinimateley-i350961/

Ссылка на сайт,где размещена данная статья: https://zakon.ru/blog/2020/4/2/magazin_zakrylsya_iz-za_koronavirusa_chto_delat_s_musorom

Хотите получить бесплатную консультацию по экологической документации, отчетам, вывозу/утилизации отходов? Отправляйте заявку и мы свяжемся с вами для конультации.

Спасибо за вашу заявку

Скоро мы свяжемся с Вами для подтверждения.